- МОРДЕНТ
- (буквально "кусающий, щиплющий"; франц. Pincé, Mordant) 1) Украниение, состоящее из быстрого последования главной ноты и ее нижней [малой] секунды; такой м. называется нижним и предписывается знаком . Когда вспомогательную ноту требуется изменить хроматически, то ставится под этим знаком , , и т.п.; впрочем. даже при отсутствии этого обозначения, следует брать малую нижнюю секунду: М. отнимает только известную часть длительности у данной ноты. Длинный м.; , исполняется соответственно в виде двух- или трехкратной смены обоих тонов. Старинными знаками м. служили также > позади ноты () и v (Martellement) или vv (Double martellement). Срв. Трель, Battement. 2) Украшение, состоящее из быстрого последования главной ноты и ее верхней секунды (Pralltriller, Schneller); такой м. называется верхним и предписывается знаком или мелкими нотами: Хроматические изменения вспомогательной ноты обозначаются посредством , , и пр. над знаком (иногда, менее правильно, также рядом с знаком или под ним): Прежде начинали этот вид м-а обыкновенно со вспомогательной ноты: М. исполняется всегда быстро и потому в новейшей музыке отнимает у долгих нот лишь незначительную часть в начале; раньше верхний м. исполняли и таким образом, что делали несколько смен главной и вспомогательной ноты; но со времен Баха для последнего приема стали употреблять специальный знак двойного или длинного м-а (): Впрочем, для выполнения этого знака пользовались также всею длительностью ноты, т.е. делали настоящую трель (См.). Старинные фп-ные композиторы называли украшение, обозначавшееся знаком cadence, tremblement или pincé renversé (опрокинутый м.) и понимали под cadence appuyé или tremblement appuyé () трель, начинающуюся с долгого задержания.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.